ADIONI

Искусство самовыражения. Шедевры мировой живописи на одежде

Искусство самовыражения. Шедевры мировой живописи на одежде

Сегодня всё чаще можно увидеть классические шедевры мирового искусства на одежде от мировых брендов. Что это? Найденная маркетологами область востребованного? Новый визуальный код? Очередной этап взаимопроникновения искусства и моды! Возможно, мода, исчерпав все свои средства выразительности, заимствует то, что поможет ей выжить?

Это не столько творчество, сколько концепт. Если использование репродукции «Джоконды» концептуально оправдано и вызовет интерес публики, значит, она появится на подиуме и её постараются подать так, чтобы все восприняли это как тренд. Эта технология хороша для крупных брендов и Домов моды с известными именами, программные заявления от которых ждут каждый сезон,- Dolce & Gabbana, Prada, Dior и т.д. Правильный расчёт здесь жизненно важный, и если маркетинговый ход не верен, он приведёт к чудовищным убыткам.

Модные дома и дизайнеры не столь известные рискуют меньше: если даже ошибутся в выборе конкретного изобразительного ряда, то их вложения и, соответственно, убытки не будут астрономическими. Успешные прецеденты ведущих брендов вдохновляют всё большее количество дизайнеров (или директоров/владельцев марки) воспользоваться именно этим способом произвести на нас впечатление.

Заимствованный изобразительный ряд в одежде привлекает внимание и нравится большинству потребителей - вот главная причина, по которой это явление стало в последние годы столь массовым. Эта особенность восприятия была замечена, надо думать, еще в бытность первых творческих союзов, производящих уникальный авторский продукт. Сегодня, в период моды на маркетинг и маркетинговой моды, этим приемом цинично воспользовались, а добившись хороших результатов, поставили на конвейер.

Ещё одну причину, по которой цитаты художественных произведений появляются в современной моде так часто, прояснила дизайнер Виктория Гpecь: «С недавнего времени модельеры перестали заниматься конструктивом, потому что это не рентабельно. Потребитель от моды сегодня требует прежде всего комфорта. Фасонов удобной одежды не так уж много, поэтому дизайнеру приходится искать пути оригинального декорирования тканей. А чем орнаментировать исходный материал — вопрос скорее правовой, нежели творческий».

И правда, законно ли пользоваться плодами чужого труда для собственного самовыражения или заработка? Может ли дизайнерская вещь, содержащая в себе заимствованное изображение, считаться качественным авторским продуктом? Или это плагиат, спекуляция, копия?

Дизайнер Фёдор Возианов считает странной попытку ограничивать каким-то образом сферу взаимодействия моды и искусства: «Они сегодня так глубоко взаимопроникли, что трудно установить какие-либо рамки. Мода и прямо цитирует искусство, и пользуется общими для обоих приемами. В контексте постмодернизма говорить о плагиате несерьёзно. Можно говорить о цитатах, об отношении к контексту. Мне лично интересно использовать язык моды, чтобы донести до публики какое-то высказывание. Иногда это получается с использованием цитат».

Следите за обновленими в Instagram _adioni_